СОДЕРЖАНИЕ
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ АООП НОО
1. Пояснительная записка ………………………………………………………………
2. Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования……………
3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования …………………………………………………………………
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ АООП НОО
1. Программа формирования универсальных учебных действий …………........
1. Рабочие программы учебных предметов, курсов ………………………….........
3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся ……
4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни……………………………………………………………………………….
5. Программа коррекционной работы…………………………………………….......
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ АООП НОО
1. Учебный план начального общего образования …………………………….......
2. План внеурочной деятельности ……………………………………………………
3. Календарный учебный график …………………………………………………….
4. Система
условий
реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы ………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. План реализации программы коррекционной
Приложение 2. План внеурочной деятельности на учебный год
2
3
8
10
12
12
12
12
12
18
18
19
19
21
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ АООП НОО
1.Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее – АООП)
начального общего образования (далее - НОО) обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
(вариант 5.1) муниципального общеобразовательного учреждения средней школы с кадетскими
классами №22 г. Комсомольска-на-Амуре (далее – Школа) определяет содержание и
организацию образовательной деятельности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
(далее – ТНР) с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательных
отношений.
АООП НОО (вариант 5.1) Школы разработана в соответствии со следующими
нормативными документами:
•
Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ,
•
СанПиНами 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях",
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
29.12.2010 №189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015),
•
СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с
ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 10.07.2015 № 26,
•
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования (далее – ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ
от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015,
31.12.2015),
•
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный
приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598,
•
Уставом Школы,
•
с учетом Примерной основной образовательной программы начального общего
образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол 1/15 от 08.04.2015),
•
с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с ТНР, одобренной решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол 4/15 от 22.12.2015).
АООП НОО (вариант 5.1) Школы представляет собой систему взаимосвязанных программ,
каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим духовно-нравственное,
социальное, интеллектуальное и общекультурное личностное направления развития
обучающихся при получении НОО.
АООП НОО (вариант 5.1) предусматривает создание специальных условий обучения и
воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности, особенности
психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивает коррекцию
нарушения развития и социальную адаптацию обучающихся с ТНР.
Цель АООП НОО (вариант 5.1) Школы: обеспечение достижения выпускником НОО
планируемых результатов освоения АООП НОО (вариант 5.1) на основе комплексного
психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ТНР.
Задачи, реализуемые при получении НОО:
•
3
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
•
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее
принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
•
формирование желания и основ умения учиться, способности к организации
своей деятельности, выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с
учетом их индивидуальных особенностей;
•
создание условий для охраны и укрепления физического, психического здоровья
обучающихся, формирование ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения
в соответствии с ними;
•
формирование опыта этически и экологически обоснованного поведения в
природной и социальной среде, ценностного отношения к человеку, к природе, к миру, к
знаниям, обучение навыкам общения и сотрудничества;
•
образования;
обеспечение
преемственности
начального
общего
и
основного
общего
Помимо реализации общих задач при получении НОО АООП НОО (вариант 5.1)
предусматривает решение специальных задач:
•
своевременное выявление обучающихся с трудностями в обучении;
•
определение
особых
образовательных
обусловленных уровнем их речевого развития;
потребностей
обучающихся,
•
определение особенностей организации образовательной деятельности для
категории обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями, структурой
речевого нарушения развития и степенью его выраженности;
•
коррекция индивидуальных недостатков речевого развития, нормализация и
совершенствование учебной деятельности, формирование общих способностей к учению;
•
осуществление
индивидуально
ориентированной
психолого-медикопедагогической помощи обучающимся с учѐтом психофизического и речевого развития и
индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии);
•
реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся;
•
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) обучающихся.
В основу формирования АООП НОО (вариант 5.1) положены следующие
принципы:
•
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и
особенностям развития и подготовки обучающихся;
•
учет типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся;
•
коррекционная направленность образовательной деятельности;
•
развивающая направленность образовательной деятельности, развитие личности
и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных
потребностей обучающегося;
•
онтогенетический принцип;
•
принцип комплексного подхода, использования в полном объеме
реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных
потребностей обучающихся;
•
принцип преемственности;
•
принцип целостности содержания образования (в основе содержания образования
не понятие предмета, а понятие предметной области);
•
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения обучающимися с ТНР всеми видами доступной им деятельности,
4
способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной
деятельности и нормативным поведением;
•
переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в
условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность
обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
•
принцип сотрудничества с семьей.
АООП НОО (вариант 5.1.) разработана с учетом психолого-педагогической
характеристики обучающихся с ТНР. Вариант 5.1 предназначается:
•
для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием
речи (далее – ФФН и ФН) – дислалия, легкая степень выраженности дизартрии, заикания,
ринолалия;
•
для обучающихся с общим недоразвитием речи (далее - ОНР) III речевого
развития, с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (далее НВОРН) IV уровня
речевого развития различного генеза, у которых имеются нарушения всех компонентов языка;
для обучающихся с нарушениями чтения и письма.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР
У детей с ФФН и ФН наблюдается нарушение процесса формирования
произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения
фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия
звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками: отсутствие, замены
(как правило, звуками простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не
соответствующее нормам звуковой системы родного языка).
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная
способность к дифференциации звуков, что негативно влияет на овладение звуковым анализом.
ФН характеризуется нарушением формирования фонетической стороны речи
(искажение звуков, звукослоговой структуры слова, просодические нарушения), либо
нарушением формирования отдельных компонентов фонетического строя речи
(звукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой структуры слова). Такие
обучающиеся хуже, чем их сверстники запоминают речевой материал, с большим количеством
ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.
Обучающиеся с ОНР, НВОНР характеризуются остаточными явлениями недоразвития
лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. У таких
обучающихся не отмечается выраженных нарушений звукопроизношения. Нарушения
звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его
звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Отмечается недостаточная
внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности
речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности
дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем
незакончившегося процесса фонемообразования.
У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи.
Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в
смешении признаков. Обучающиеся плохо справляются с установлением синонимических и
антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением.
Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических
словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой
практике, они по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких, менее частотных
вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно
в нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует
своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора
родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения
программой по русскому языку.
Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко
проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением.
5
В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении
грамматических форм слова.
Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с придаточными
предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии.
Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы неодинаково. С
одной стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят
непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при
сравнении правильного и неправильного ответов, с другой – устойчивый характер ошибок,
особенно в самостоятельной речи.
Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся
нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях,
пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на
заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из
своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества используются,
в основном, простые малоинформативные предложения.
Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные
нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических
ошибках при чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен недостаточной
сформированностью базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы
чтения и письма в норме.
В основу реализации АООП НОО (вариант 5.1) заложены дифференцированный и
деятельностный и системный подходы.
Деятельностный подход обеспечивает создание условий для общекультурного и
личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, успешного
усвоения системы научных знаний, умений и навыков, позволяющих продолжить образование
на следующей ступени, социальной компетенции, составляющей основу социальной
успешности.
Системный подход обеспечивает воздействие на все компоненты речи при освоении
содержания предметных областей, формирование речевого взаимодействия в единстве
познавательной, регулятивной, контрольно-оценочной и других функций.
Дифференцированный подход предполагает учет особых образовательных потребностей
обучающихся с ТНР.
Выделяют общие образовательные потребности для всех обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и особые для обучающихся с ТНР.
К общим образовательным потребностям разных категорий обучающихся с ОВЗ
относятся:
•
получение специальной помощи средствами образования сразу же после
выявления первичного нарушения развития;
•
получение НОО в условиях Школы, адекватного образовательным потребностям
обучающегося и степени выраженности его речевого недоразвития;
•
обязательность
непрерывности
коррекционно-развивающего
процесса,
реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе индивидуальной
работы;
•
психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с
педагогами и соучениками;
•
психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия
семьи и Школы;
•
постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы
Школы.
Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР:
6
•
выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска (при
необходимости совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение
логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого
развития;
•
организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным
нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов
дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию или
полное преодоление отклонений речевого и личностного развития;
•
осуществление коррекционно-развивающего процесса не только через
содержание предметных и коррекционно-развивающей областей и специальных курсов, но и в
процессе логопедической работы (индивидуальной/подгрупповой);
•
создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших
психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности
на основе обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми
нарушениями и коррекции этих нарушений;
•
обеспечение при необходимости взаимосвязь с медицинскими организациями для
получения комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации
первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной
деятельности, соматического здоровья;
•
возможность адаптации основной общеобразовательной программы при
изучении содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом
необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков
учащихся;
•
гибкое
варьирование
организации
процесса
обучения
путем
расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества
учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
•
индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве
для разных категорий обучающихся с ТНР;
•
постоянный мониторинг результативности образования и сформированности
социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов,
исходя из механизма речевого дефекта;
•
применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе
специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств,
обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые
процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;
•
возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских
показаний;
•
профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем
максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных
контактов; обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и
тактики;
•
психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения
в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с
родителями.
АООП НОО (вариант 5.1) для обучающихся с ТНР предусматривает различные
варианты специального сопровождения обучающихся данной категории:
•
обучение в общеобразовательном классе по АООП НОО обучающихся с ТНР
(вариант
5.1);
• обучение по индивидуальным образовательным программам с возможностью
индивидуального обучения на дому и (или) дистанционной формы обучения;
7
•
организация логопедического сопровождения, в рамках коррекционно-развивающих
занятий педагогов, специалистов сопровождения Школы.
АООП НОО (вариант 5.1) содержит обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательного процесса. Обязательная часть составляет 80%, часть,
формируемая участниками образовательных отношений– 20% от общего объема.
Школа знакомит родителей (законных представителей) обучающихся (участников
образовательных отношений):
• с
Уставом
и
другими
документами,
регламентирующими
осуществление образовательного процесса в Школе;
• с их правами и обязанностями в части формирования и реализации АООП НОО,
установленными законодательством Российской Федерации и Уставом Школы.
Нормативный срок освоения АООП НОО (вариант 5.1) составляет четыре года.
Нормативный срок освоения программы может быть увеличен с учетом особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с
рекомендациями ПМПК).
2. Планируемые результаты освоения обучающимися
АООП НОО
Общая характеристика планируемых результатов освоения АООП НОО (вариант 5.1)
обучающихся с ТНР (далее - Планируемые результаты) соответствует ООП НОО Школы.
Планируемые результаты освоения АООП НОО (вариант 5.1) дополняются результатами
освоения программы коррекционной работы.
Учебные программы, в которых устанавливаются планируемые результаты на уровне
начального общего образования для обучающихся с ТНР по АООП НОО (вариант 5.1),
соответствуют ООП НОО Школы. В учебные программы, в которых устанавливаются
планируемые результаты начального общего образования для обучающихся с ТНР АООП НОО
(вариант 5.1), включаются программы курсов коррекционно-развивающей области.
Структура планируемых результатов АООП НОО (вариант 5.1) соответствует ООП НОО
Школы.
Структура планируемых результатов АООП НОО (вариант 5.1) дополняется
Планируемыми результатами, характеризующие личностное развитие обучающихся,
коррекцию недостатков в речевом развитии:
содержатся в программах курсов коррекционно-развивающей области,
оцениваются в ходе мониторинговых процедур (стартовая, текущая, итоговая
диагностика),
объектом оценки является достижение уровня речевого развития, оптимального
для обучающегося при реализации вариативных форм логопедического воздействия.
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП
НОО (вариант 5.1) соответствуют требованиям к личностным, метапредметным и предметным
результатам освоения ООП НОО Школы.
Планируемые результаты освоения обучающимися АООП НОО (вариант 5.1)
дополняются требованиями к результатам освоения программы коррекционной работы (курсов
коррекционно-развивающей области).
Результаты освоения программы коррекционной работы (коррекционноразвивающей области) должны отражать:
8
Требования к результатам коррекционной работы по преодолению нарушений
устной речи, преодолению и профилактике нарушений чтения и письма:
1)
отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать правильное и
неправильное произнесение звука;
2)
умение правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую
структуру слов как изолированных, так и в условиях контекста;
3)
правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное использование
интонационных средств выразительной четкой речи;
4)
умение произвольно изменять основные акустические характеристики голоса;
умение правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического
ударения, интонационной интенсивности;
5)
минимизация фонологического дефицита (умение дифференцировать на слух и в
произношении звуки, близкие по артикуляторно-акустическим признакам);
6)
умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне
предложения и слова; практическое владение основными закономерностями грамматического
и лексического строя речи;
7)
сформированность лексической системности; умение правильно употреблять
грамматические формы слов и пользоваться как продуктивными, так и непродуктивными
словообразовательными моделями;
8)
овладение синтаксическими конструкциями различной сложности и их
использование; владение связной речью, соответствующей законам логики, грамматики,
композиции, выполняющей коммуникативную функцию;
9)
сформированность языковых операций, необходимых для овладения чтением и
письмом; сформированность психофизиологического, психологического, лингвистического
уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом; владение письменной формой
коммуникации (техническими и смысловыми компонентами чтения и письма);
10)
позитивное отношение и устойчивые мотивы к изучению языка; понимание роли
языка в коммуникации, как основного средства человеческого общения.
Требования к результатам овладения социальной компетенцией должны
отражать:
1)
развитие адекватных представлений о собственных возможностях и
ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: умение адекватно оценивать свои
силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, физической нагрузке, в приеме медицинских
препаратов, осуществлении вакцинации; написать при необходимости SMS-сообщение; умение
адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую
проблему; выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей; умение принимать
решения в области жизнеобеспечения; владение достаточным запасом фраз и определений для
обозначения возникшей проблемы;
2)
овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни:
прогресс в самостоятельности и независимости в быту и школе; представления об устройстве
домашней и школьной жизни; умение адекватно использовать лексикон, отражающий бытовой
опыт и осуществлять речевое сопровождение своих действий, бытовых ситуаций; умение
включаться в разнообразные повседневные школьные дела; умение адекватно оценивать свои
речевые возможности и ограничения при участии в общей коллективной деятельности; умение
договариваться о распределении функций в совместной деятельности; стремление ребѐнка
участвовать в подготовке и проведении праздника; владение достаточным запасом фраз и
определений для участия в подготовке и проведении праздника;
3)
овладение навыками коммуникации: умение начать и поддержать разговор,
задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие; умение
поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации; умение получать
информацию от собеседника и уточнять ее; прогресс в развитии информативной функции речи;
умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации в соответствии
9
с коммуникативной установкой; позитивное отношение и устойчивая мотивация к активному
использованию разнообразного арсенала средств коммуникации, вариативных речевых
конструкций; готовность слушать собеседника и вести диалог; умение излагать свое мнение и
аргументировать его; умение использовать коммуникацию как средство достижения цели в
различных ситуациях; прогресс в развитии коммуникативной функции речи;
4)
дифференциацию и осмысление картины мира: адекватность бытового поведения
ребѐнка с точки зрения опасности (безопасности) для себя и окружающих; способность
прогнозировать последствия своих поступков; понимание значения символов, фраз и
определений, обозначающих опасность и умение действовать в соответствии с их значением;
осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
умение устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и
функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и
практического экспериментирования; умение устанавливать взаимосвязь общественного
порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку;
наличие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности;
прогресс в развитии познавательной функции речи;
5)
дифференциацию и осмысление адекватно возрасту своего социального
окружения, принятых ценностей и социальных ролей: знание правил поведения в разных
социальных ситуациях с людьми разного статуса (с близкими в семье, учителями и учениками
в школе, незнакомыми людьми в транспорте и т.д.); наличие достаточного запаса фраз и
определений для взаимодействия в разных социальных ситуациях и с людьми разного
социального статуса; представления о вариативности социальных отношений; готовность к
участию в различных видах социального взаимодействия; овладение средствами
межличностного взаимодействия; умение адекватно использовать принятые в окружении
обучающегося социальные ритуалы; умение передавать свои чувства в процессе моделирования
социальных отношений; прогресс в развитии регулятивной функции речи.
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы (курсов
коррекционно-развивающей области) конкретизируются применительно к каждому
обучающемуся в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми
образовательными потребностями.
Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Формирование
универсальных учебных действий» АООП НОО (вариант 5.1), ее разделов «Чтение. Работа с
текстом» и «Формирование ИКТкомпетентности обучающихся» соответствуют ООП НОО
Школы.
Планируемые результаты освоения учебных программ АООП НОО (вариант 5.1) по
учебным предметам соответствуют ООП НОО Школы.
3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
АООП НОО
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов АООП
НОО вариант 5.1 (далее — Система оценки) соответствует ООП НОО.
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения
АООП НОО (вариант 5.1) предусматривает оценку достижения обучающимися с ТНР
планируемых результатов освоения программы коррекционной работы, обеспечивающих
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся, успешность в развитии
различных видов деятельности.
Оценка результатов программы коррекционной работы представляет собой оценку
достижения обучающимся Планируемых результатов программы коррекционной работы
(курсов коррекционно-развивающей области).
10
Оценка достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения программы
коррекционной работы включает отслеживание индивидуального прогресса в достижении
Планируемых результатов освоения программ НОО, оценку динамики индивидуальных
достижений обучающихся.
Объектом оценки результатов программы коррекционной работы служит достижение
уровня речевого развития, оптимального для обучающегося с ТНР при реализации вариативных
форм логопедического воздействия, с сохранением базового объема знаний и умений в области
общеобразовательной подготовки.
В качестве метода оценки результатов, помимо указанных в ООП НОО Школы, может
использоваться метод экспертной оценки (заключения специалистов шПМПк) на основе
мнений группы специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума
(шПМПк), работающих с ребенком.
11
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ АООП НОО
1.
Программа формирования универсальных учебных действий
АООП НОО обучающихся с ТНР (далее - Планируемые результаты) соответствует ООП НОО
Школы.
2.
Рабочие программы учебных предметов, курсов, внеурочной
деятельности соответствуют ООП НОО Школы.
3.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания
обучающихся с ТНР соответствует ООП НОО Школы.
4.
Программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни соответствует ООП НОО Школы.
5.
Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы направлена на осуществление специальной
поддержки (сопровождения) освоения АООП НОО (вариант 5.1) обучающимися с ТНР.
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями:
Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ,
•
СанПиНами 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях",
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
29.12.2010 №189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015),
•
СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с
ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 10.07.2015 № 26,
•
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования (далее – ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ
от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015,
31.12.2015),
•
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный
приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598,
•
Уставом Школы, а также с учетом опыта работы Школы по данной проблематике.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий
обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности
обучающихся с ТНР посредством индивидуализации и дифференциации образовательной
деятельности.
Программа коррекционной работы предусматривает различные варианты
специального сопровождения детей с ТНР:
•
обучение в общеобразовательном классе по АОП;
•
обучение по индивидуальным программам с использованием надомной и (или)
дистанционной формы обучения;
•
организация логопедического сопровождения, в рамках коррекционноразвивающих занятий педагогов, специалистов сопровождения Школы.
Программа коррекционной работы реализуется в ходе всего учебнообразовательного процесса:
12
•
через
содержание
и
организацию
образовательной
деятельности
(индивидуальный и дифференцированный подход, развитие сознательного использования
языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных
социальных контактов с окружающими; обеспечение обучающемуся успеха в различных видах
деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного
обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению);
•
в рамках внеурочной деятельности, курсов коррекционно-развивающей области
в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (по оказанию
коррекционной помощи в овладении базовым содержанием обучения, коррекции нарушений
устной речи, коррекции и профилактике нарушений чтения и письма, препятствующих
полноценному усвоению программы по всем предметным областям);
•
в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения
обучающихся; степень участия специалистов
сопровождения Школы варьируется по
необходимости.
Целью программы коррекционной работы является комплексное психолого-медикопедагогическое сопровождение процесса освоения АООП НОО (вариант 5.1) на основе
осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательной
деятельности, позволяющего учитывать особые образовательные потребности обучающихся с
ОВЗ (ТНР), в том числе детей –инвалидов.
Задачи программы:
•
своевременное выявление детей с ТНР;
•
•
определение особых образовательных потребностей детей с ТНР;
определение особенностей организации образовательной деятельности для
рассматриваемой категории обучающихся в соответствии с индивидуальными
особенностями, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
•
создание условий, способствующих освоению обучающимися с ТНР АООП НОО,
их интеграции в Школе;
•
осуществление
индивидуально
ориентированной
психолого-медикопедагогической помощи рассматриваемой категории обучающихся с учѐтом особенностей их
психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей;
•
организация индивидуально-ориентированного коррекционно-логопедического
воздействия (занятий) по преодолению нарушений фонетического компонента речевой
функциональной системы; фонологического дефицита и совершенствованию лексикограмматического строя речи, связной речи, по профилактике и коррекции нарушений чтения и
письма, по развитию коммуникативных навыков обучающихся с ТНР;
•
разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости);
•
реализация системы мероприятий
ограниченными возможностями здоровья;
по
социальной
адаптации
детей
с
•
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) детей указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
•
Принцип соблюдения интересов обучающегося – специалист призван решать
проблему обучающегося с максимальной пользой и в его интересах.
Принцип системности - обеспечивает системный подход к анализу особенностей
развития и коррекции нарушений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, то
есть единство диагностики, коррекции и развития, а также взаимодействие и согласованность
действий специалистов в решении проблем обучающегося, участие в данном процессе всех
участников образовательной деятельности.
13
•
Принцип непрерывности - гарантирует обучающемуся и его родителям
(законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или
определения подхода к еѐ решению.
•
Принцип вариативности - предполагает создание вариативных условий для
получения образования обучающимися, имеющими различные недостатки в физическом и
(или) психическом развитии.
•
Принцип рекомендательного характера оказания помощи - обеспечивает
соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей)
детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми образования, организации, осуществляющие
образовательную деятельность, защищать законные права и интересы детей, включая
обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении
(переводе) детей с ОВЗ в специальные (коррекционные) организации, осуществляющие
образовательную деятельность (классы, группы).
Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося указанной
категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется в
соответствии с рекомендациями ПМПК, ИПР.
Этапы реализации программы коррекционной работы:
1.
Этап сбора и
анализа
информации (информационно-аналитическая
деятельность). Результат: оценка контингента обучающихся для учета особенностей развития
детей, определение специфики и их особых образовательных потребностей; оценка
образовательной среды на предмет соответствия требованиям программно-методического
обеспечения, материально-технической и кадровой базы организации.
2.
Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская
деятельность). Результат: организация образовательной деятельности коррекционно-развивающей
направленности, а также процесса специального сопровождения детей указанной категории
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при целенаправленно созданных
(вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой
категории детей.
3.
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды
(контрольно-диагностическая деятельность). Результат: констатация соответствия созданных
условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым
образовательным потребностям ребенка.
4.
Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность).
Результат: внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс
сопровождения детей указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.
Программа коррекционной работы Школы включает взаимосвязанные
направления, которые отражают еѐ содержание:
диагностическая работа;
коррекционно-развивающая работа;
консультативная работа;
информационно-просветительская работа.
(План реализации программы коррекционной работы в Приложении 1.)
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление обучающихся с ТНР,
проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им
психолого-медико-педагогической помощи в условиях Школы.
Диагностическая работа включает:
14
•
раннюю (с первых дней пребывания обучающегося в Школе) диагностику
отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
•
комплексный сбор сведений об обучающемся на основании диагностической
информации от специалистов Школы;
•
определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося
указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, выявление его
резервных возможностей;
•
изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей
обучающихся;
•
изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания
ребѐнка;
•
изучение адаптивных возможностей и уровня социализации обучающегося
указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
•
системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой
развития ребѐнка;
•
анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая
работа
обеспечивает
своевременную
специализированную помощь (поддержку) в освоении базового содержания образования и
коррекции нарушений устной речи, коррекции и профилактике нарушений чтения и письма,
препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям,
способствует формированию универсальных учебных действий у указанной категории
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (личностных, регулятивных,
познавательных, коммуникативных).
Коррекционно-развивающая работа включает:
•
выбор оптимальных для развития указанной категории обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья с коррекционных программ/методик, методов и
приѐмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
•
организацию и проведение педагогами и специалистами индивидуальных и
групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений
развития и трудностей обучения (согласно расписанию коррекционно-развивающих занятий
специалистов);
•
системное воздействие на учебно-познавательную деятельность обучающегося в
динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных
действий и коррекцию отклонений в развитии;
•
коррекцию и развитие высших психических функций;
•
развитие эмоционально-волевой и личностной сфер указанной категории
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и психокоррекцию его поведения;
•
социальную защиту указанной категории обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих
обстоятельствах.
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения
указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей по
вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения,
воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
•
выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям
работы с обучающимся, единых для всех участников образовательного процесса;
•
консультирование
специалистами
педагогов
по
выбору
индивидуальноориентированных методов и приѐмов работы с обучающимся;
•
консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и
приѐмов коррекционного обучения ребѐнка.
15
Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной
категории обучающихся, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися
(как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
•
различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы,
информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам
образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в
развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов,
связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья;
•
проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по
разъяснению
индивидуально-типологических
особенностей
различных
категорий
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация указанных направлений по системному сопровождению (специальной
поддержке) указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в
Школе обеспечивается наличием в Школе специалистов разного профиля (педагогов
психологов, учителей-логопедов, социального педагога) и школьного психолого-медикопедагогического консилиума (далее – шПМПк), которые входят в его постоянный состав.
Школьный ПМПк является основным механизмом взаимодействия специалистов.
Персональный состав шПМПк ежегодно утверждается приказом директора Школы.
Основные требования к условиям реализации программы:
психолого-педагогическое обеспечение;
программно-методическое обеспечение;
кадровое обеспечение;
материально-техническое обеспечение.
Психолого-педагогическое обеспечение
•
обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных
нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, ИПР;
•
обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность
учебно-воспитательного процесса; учѐт индивидуальных особенностей ребѐнка; соблюдение
комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических
технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации
образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
•
обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных
задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности указанной
категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание
обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребѐнка,
отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника;
использование специальных методов, приѐмов, средств обучения, специализированных
образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные
потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учѐтом
специфики нарушения развития ребѐнка; комплексное воздействие на обучающегося,
осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
•
обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный
режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических,
16
умственных
и
психологических
перегрузок
обучающихся,
соблюдение
санитарногигиенических правил и норм);
•
обеспечение участия указанной категории обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе
с
нормально
развивающимися
детьми
в
проведении
воспитательных,
культурноразвлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
•
развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения
психического и (или) физического развития.
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации Программы коррекционной работы используются:
•
адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего
образования,
•
коррекционно-развивающие
программы,
диагностический
и
коррекционноразвивающий
инструментарий,
необходимый
для
осуществления
профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителялогопеда,
•
в случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или)
физического развития по индивидуальному учебному плану - использование адаптированных
образовательных программ.
Кадровое обеспечение
Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации,
имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную
курсовую профессиональной подготовку.
В штатное расписание Школы введены ставки учителя-логопеда, педагога-психолога,
социального педагога. Уровень квалификации работников образовательного учреждения
соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими
нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического
коллектива Школы. Для этого обеспечено повышение квалификации работников
образовательных учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей с ОВЗ.
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащих
материально-технических условий для беспрепятственного доступа детей с недостатками
физического и (или) психического развития в здание и помещения Школы, организацию их
пребывания, обучения в Школе (архитектурная среда для обучающихся с ОВЗ), также
позволяющих обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды Школы:
• наличие кабинета для занятий с педагогом-психологом(1)
• наличие кабинета для логопедических занятий (2)
• наличие кабинета для занятий ритмикой (1)
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание информационной
образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей,
имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационнокоммуникационных технологий.
Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными
возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым
источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие
методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности,
наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
Планируемые результаты Программы коррекционной работы:
17
1.
Положительная динамика в освоении обучающимися базового уровня
содержания образования – достижение личностных, метапредметных, предметных результатов
АООП НОО.
2.
Максимально возможная коррекция недостатков физического и/или
психического развития.
3.Социальная адаптация обучающихся.
Планируемые результаты Программы коррекционной работы конкретизируются в программах
обязательных коррекционно-развивающих курсов.
Рабочие программы курсов коррекционно-развивающих занятий АООП НОО вынесены
в Приложение 3.
18
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ АООП НОО
1. Учебный план АООП НОО
Учебный план АООП НОО вариант 5.1 (обязательные предметные области учебного
плана и учебные предметы) соответствуют ООП НОО школы.
2. План внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности АООП НОО (вариант 5.1) разработан на основе
следующих нормативно-правовых документов:
• Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№273- ФЗ,
• СанПиНами 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях",
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 29.12.2010 №189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015),
• СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным
программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26,
• Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования (далее – ФГОС), утвержденным приказом Министерства
образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011,
18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015),
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный
приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598.
План внеурочной деятельности направлен на достижение обучающимися планируемых
результатов освоения АООП начального общего образования и обеспечивает реализацию
индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и запросов обучающихся, их
родителей (законных представителей).
Реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность для обучающихся 1-4 классов организуется в объеме до 10
часов в неделю по следующим направлениям:
•
•
•
•
спортивно-оздоровительное
общекультурное
общеинтеллектуальное
духовно-нравственное
социальное.
Для обучающихся с ТНР обязательной частью внеурочной деятельности является
коррекционно-развивающая область.
Коррекционно-развивающая область поддерживает процесс освоения содержания
АООП НОО, обеспечивает коррекцию недостатков в развитии обучающихся. Часы, отводимые
на коррекционно-развивающую область, включаются в часы, отводимые на внеурочную
деятельность (в объеме не менее 5 часов), и являются обязательными. Содержание
коррекционно-развивающей работы определяется на основе рекомендаций ТПМПК, ИПРА.
19
Чередование учебной и внеурочной деятельности, включая коррекционно-развивающую
область, ООП НОО определяет Школа.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, включая коррекционно-развивающую
область (до 10 часов в неделю), составляет до 1350 часов за четыре года обучения.
Распределение часов внеурочной деятельности по направлениям (включая
коррекционно-развивающую область) с указанием формы организации, названия, количества
часов на каждый класс на текущий учебный год в Приложении 2.
Рабочие программы курсов коррекционно-развивающих занятий АООП НОО вынесены
в Приложение 3.
3. Календарный учебный график
Календарный учебный график соответствуют календарному учебному графику ООП
НОО школы.
4. Система условий реализации АООП НОО
Нормативные условия
В рамках данного направления формируется банк нормативно-правовых документов
федерального, регионального, муниципального и школьного уровней.
Разработана и реализуется мониторинга метапредметных универсальных учебных
действий (УУД) на уровне начального общего образования (данную работу проводит педагогпсихолог совместно с учителями начальных классов).
Разработаны и реализуются рабочие программы на ступень обучения по учебным
предметам, курсам внеурочной деятельности, курсам коррекционно-развивающей области.
Организационно-содержательные условия
В рамках ШМО учителей начальных классов на заседаниях рассматриваются различные
вопросы реализации АООП НОО (вариант 5.1), работа по самообразованию педагогов
планируется с учетом необходимости реализации коррекционной направленности учебновоспитательного процесса.
Проводятся школьные семинары для учителей начальных классов, в рамках которых
учителя дают открытие уроки по разным учебным предметам с использованием личностноориентированного, деятельностного, дифференцированного подходов в обучении, ИКТ
технологий.
Формируется электронная база методических материалов, виртуальный методический
кабинет с рабочими программами на ступень обучения и календарно-тематическим
планированием по учебным предметам, курсам внеурочной деятельности, курсам
коррекционно-развивающей области.
Реализуется оптимизационная модель организации внеурочной деятельности. Данная
модель наиболее соответствует возможностям школы: в ее реализации могут принимать
участие все педагогические работники учреждения (учителя, учителя-логопеды, социальный
педагог, педагог-психолог, воспитатель и др.), происходит оптимизация внутренних ресурсов
школы.
Кадровые условия
Учителя начальной школы, учителя-предметники, специалисты имеют высшее
профессиональное образование, по плану, поэтапно проходят курсовую переподготовку на базе
ХК ИРО.
Ежегодно организуется психолого-педагогическое сопровождение участников
образовательных отношений на уровне начального общего образования в рамках школьного
ПМПк, в постоянный состав которого входят учителя-логопеды, педагоги-психологи,
20
социальный педагог. Организовано взаимодействие со специалистами ТПМПК (на договорной
основе).
Материально-технического условия
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащих
материально-технических условий для беспрепятственного доступа детей с недостатками
физического и (или) психического развития в здание и помещения Школы, организацию их
пребывания, обучения в Школе (архитектурная среда для обучающихся с ОВЗ), также
позволяющих обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды Школы:
• наличие кабинета для занятий с педагогом-психологом(1)
• наличие кабинета для логопедических занятий (2)
• наличие кабинета для занятий физической культурой (1)
Реализация АООП НОО требует обеспечение оснащенности учебного процесса и
оборудования учебных помещений в соответствии с Федеральными требованиями в части
минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (приказ
Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010г. №986).
Реализация данного направления определяет необходимость укомплектования
начальной школы современным оборудованием, обеспечивающим возможность использования
и создания информации, в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с
аудио-, видео- и графическим сопровождением (компьютер, проектор, интерактивная доска и
т.п.), возможность осуществления информационного взаимодействия в локальных и
глобальных сетях, доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам федеральных
и региональных центрах информационно-образовательных ресурсов.
Поэтапно проводится оснащение подобным оборудованием кабинетов начальной
школы. Интерактивной доской, принтерами оборудовано два кабинета начальных классов
(№14, 21); оснащены ноутбуками 2 кабинета начальной школы (№ 12, 13); телевизором,
ноутбуком – 1 кабинет (№17). Всего 5 кабинетов из 7 оборудованы какими-либо электронными
средствами обучения, что составляет 71%. Данное оборудование использовалось педагогами
для учащихся 1-4-х классов для проведения уроков с применением образовательных ИКТ
(использованием электронных приложений к учебникам, осуществления проектной
деятельности и т.п.). Кабинет педагога-психолога оборудован компьютером, принтером,
логопункт (кабинет №16) оборудован ноутбуком. Кабинет информатики оборудован
безопасным доступом в Интернет с целью использования электронных образовательных
ресурсов федеральных и региональных центрах информационно-образовательных ресурсов.
Необходимо продолжить оборудование всех кабинетов начальной школы АРМУ (с том
числе, за счет оказания платных услуг педагогами НОО).
Информационные условия
Особенности организации учебного процесса в классах АООП НОО размещаются на
сайте Школы; рассматриваются в ежегодном Самообследовании деятельности Школы;
являются обязательными вопросами на проводимых в течение года общешкольных
родительских собраний для будущих первоклассников, а также на классных родительских
собраниях.
21
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
План реализации программы коррекционной работы
Цель
Своевременное
выявление
обучающихся с
ОВЗ для
создания
специальных
условий
получения
образования
Содержание
деятельности
Формы и методы работы
Сроки
Диагностическое направление
Выявления обучающихся с Стартовая диагностика,
Сентябрь
особыми
обследование
образовательными
потребностями
Направление на ТПМПК
Подготовка необходимой
Сентябрь, май и/или по
документации
необходимости
Мониторинг динамики
развития обучающихся,
успешности освоения
программы обучения
Анализ результатов
деятельности
обучающихся,
успеваемости
По итогам 1,2 полугодия в
рамках шПМПк
Проектирование и
корректировка
коррекционных
мероприятий
Анализ результатов
обследования
Сентябрь, май и/или по
необходимости
По четвертям
Коррекционно-развивающее направление
Организация
Составление программы
Программа сопровождения Сентябрь
мероприятий,
сопровождения
(перечень
курсов
способствующих обучающегося
коррекционноличностному
развивающей области)
развитию
обучающихся,
Разработка групповых и
Программы занятий
Сентябрь
коррекции
индивидуальных
коррекционных программ
недостатков
(курсов коррекционноустной речи,
профилактика и развивающей области) в
соответствии с особыми
коррекция
образовательными
нарушений
потребностями
чтения и письма, обучающихся
освоению
Проведение
Занятия
В течение учебного года в
базового
индивидуальных и
соответствии с учебным
содержания
групповых коррекционнопланом (обязательные
образования
развивающих занятий,
курсы коррекционнонеобходимых для
развивающих занятий)
преодоления нарушений
развития и трудностей
обучения
Социальное
Занятия, наблюдение
сопровождение
обучающегося в случае
неблагоприятных условий
жизни при
психотравмирующих
обстоятельствах
22
Ответственный
Специалисты
Специалисты,
учителя, ведущие
коррекционные
занятия,
классный
руководитель
Специалисты,
учителя,
ведущие
коррекционные
занятия
Классный
руководитель
Специалисты,
учителя
Специалисты,
учителя
Специалисты,
учителя
Специалисты,
учителя
Социальный
педагог
Непрерывность
специального
сопровождения
Разъяснительная
деятельности в
отношении
педагогов и
родителей
(законных
представителей)
23
Консультативное направление
Ознакомление с
Сентябрь и/или по
рекомендациями по
необходимости
результатам диагностики,
обследования
Выработка совместных
обоснованных
рекомендаций по
основным направлениям
работы с обучающимся,
единых для всех
участников
образовательных
отношений
Консультирование
По запросам
В течение учебного года
специалистами педагогов
по
Решению проблем в
Согласно графику
развитии и обучении,
консультаций
поведении и
межличностном
взаимодействии
обучающихся
Консультативная помощь
Беседы с родителями
В течение учебного года
семье в вопросах семье в
(законными
согласно графику
вопросах решения
представителями)
консультаций
конкретных вопросов
обучающихся
воспитания и оказания
возможной помощи
обучающемуся в освоении
программы обучения
Информационно-просветительское направление
Специалисты,
учителя
Рассмотрение вопросов,
связанных с
особенностями
образовательного процесса
и сопровождения
обучающихся с
ограниченными
возможностями здоровья;
индивидуальнотипологических
особенностей
обучающихся с
ограниченными
возможностями здоровья
Психологическое
просвещение педагогов с
целью повышения их
психологической
компетентности
Беседы, тематические
выступления на
родительских собраниях,
ШМО, ПС, сайт,
информационные стенды,
печатные материалы
Специалисты,
учителя
Тематические выступления В течение учебного года по
на ШМО, ПС,
запросам
информационные стенды,
сайт, печатные материалы
Педагогпсихолог
Психологическое
просвещение родителей с
целью формирования у них
элементарной психологопедагогической
компетентности
Беседы, тематические
выступления на
родительских собраниях,
информационные стенды
Педагогпсихолог
В течение учебного года по
запросам
В течение учебного года по
запросам
Специалисты,
учителя
Специалисты,
учителя
Приложение 2.
Пояснительная записка
к плану внеурочной деятельности на 2020-2021 учебный год
План внеурочной деятельности разработан на основе
следующих нормативно-правовых документов:
- для обучающихся 1-х классов по АООП (вариант 5.1) на основе нормативно-правовых
документов, указанных в АООП НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ;
План внеурочной деятельности направлен на достижение обучающимися планируемых
результатов освоения АООП начального общего образования и обеспечивает реализацию
индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и запросов обучающихся, их
родителей (законных представителей).
Реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность для обучающихся 1-4 классов организуется в объеме до 10
часов в неделю по следующим направлениям:
• спортивно-оздоровительное
• общекультурное
• общеинтеллектуальное
• духовно-нравственное
• социальное.
План внеурочной деятельности по направлениям АООП НОО вариант 5.1 (кроме
коррекционно-развивающей области) соответствуют ООП НОО школы.
Для обучающихся с ОВЗ (АООП НОО вариант 5.1) в соответствии с ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ обязательной частью внеурочной деятельности является коррекционноразвивающая область.
Коррекционно-развивающая область поддерживает процесс освоения содержания
АООП НОО, обеспечивает коррекцию недостатков в развитии обучающихся. Часы, отводимые
на коррекционно-развивающую область, включаются в часы, отводимые на внеурочную
деятельность (в объеме не менее 5 часов), и являются обязательными. Содержание
коррекционно-развивающей работы определяется на основе рекомендаций ТПМПК, ИПРА.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, включая коррекционно-развивающую
область, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся.
Чередование учебной и внеурочной деятельности, включая коррекционно-развивающую
область, ООП НОО определяет Школа.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, включая коррекционно-развивающую
область (10 часов в неделю), составляет до 1350 часов за четыре года обучения.
В 1-х классах по АООП (вариант 5.1) в коррекционно-развивающей области
выделены часы следующих коррекционных курсов:
• Коррекционно-развивающие занятия по русскому языку - 1 час с целью восполнения
возникающих пробелов в знаниях по учебному предмету, пропедевтики изучения
сложных разделов учебной программы, овладения орфографическими навыками.
• Коррекционно-развивающие занятия по чтению - 1 час с целью формирования
полноценного навыка чтения, развития связной речи.
• Логопедические коррекционно-развивающие занятия: с целью формирования навыков
письменной речи – 1 час по развитию графомоторных навыков и с целью коррекции
24
•
25
звукопроизношения и слоговой структуры слова – 1 час по формированию звуковой
стороны речи;
Коррекционно-развивающие занятия с психологом – 1 час с целью развития и коррекции
психических процессов.