1.Пояснительная записка
Рабочая программа по по ОДНКНР для 6А класса разработана на основании следующих документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ;
- основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СШ №18 г.Волгодонска;
- Авторской программы основного общего образования по Основам духовно-нравственной культуры народов России: 5- 6 классы:
учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Н.Ф.Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана -Граф, 2019;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2016 г. № 459 «О внесении изменений в
федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»);
- Приказа МО и науки РФ от 31.12.2015г № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МО и науки РФ от
06.10.2009г № 373;
- Рекомендаций по изучению предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовнонравственной культуры народов России» (письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761);
Цель изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» – приобщение школьников к культурному наследию
народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре,
народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России,
любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию.
Задачи курса:
• расширение и систематизация знаний и представлений учащихся о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных
ценностях, полученных при изучении окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;
• формирование первоначальных представлений о традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории российского
общества;
• формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на
осознание своих обязанностей перед семьёй, страной;
• воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего и других народов
России, толерантное отношение к людям другой культуры;
• развитие информационной культуры учащихся (об источниках информации, её отборе и применении), возможностей для их активной
самостоятельной познавательной деятельности.
Культурологическая направленность курса предполагает приобщение учащихся к культурному наследию народов нашей страны путём
обращения к:
– географии России (сведения о природе и населении);
– истории России и народов её населяющих;
– нравственным заповедям традиционных российских религий;
– произведениям литературы, искусства, историческим источникам, фольклору народов России, СМИ.
Общая характеристика учебного предмета
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовнонравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о
светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности». ОДКННР как предмет обладает интегративным
характером: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному
развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:
1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В
мире культуры»).
2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в
чрезвычайных моментах истории страны (разделы
«Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные
ценности», «Твой духовный мир»).
3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил
жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).
2.Место учебного предмета в учебном плане.
По учебному плану МБОУ СШ №18 г. Волгодонска на изучение предмета «ОДНКНР» в 6 классе отводится 34 часа (1час в неделю). В
6А, 6Б классах программа рассчитана на это количество часов; в 6В классе программа рассчитана на 33 часа (5.05.20 - выходной день)
Программа в 6В классе будет реализована за счёт уплотнения уроков по обобщению материала в конце года.
3. Содержание учебного предмета.
Раздел 1. Сюжеты и образы Ветхого Завета. Нравственные ценности – 11часов. Сюжеты и образы Ветхого завета.
Нравственные ценности. О чём рассказывает православная культура. Религиозная культура. Библия - Книга книг. О чём рассказывет
Библия? Сюжеты и образы Ветхого Завета. Сотворение мира. Жизнь первых людей на земле. Просмотр фильма «Библейские легенды».
Библейские легенды: Каин и Авель.Что подвигло Авеля на преступление? Всемирный потоп. Вавилонская башня. Почему люди были
наказаны Господом? Ветхозаветная Троица и призвание Авраама. Жертвоприношение Авраама. Чудесный сон Иакова. Иосиф и его братья.
Мечты о Земле обетованной. Скрижали Моисея. Самсон, раздирающий пасть льва. История создания скульптуры в Петергофе. Саул - царь
Израиля. Псалмопевец Давид. Мудрость царя Соломона. Письменная работа №1.
Раздел 2. Сюжеты и образы Нового Завета. Законы любви – 14часов. Библейские темы в искусстве (нравственная основа). Чему
Иисус Христос учил людей. Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. Сюжеты и образы Нового Завета.
Рождение и юность Марии. Благая весть. Чудесное рождение Христа. Поклонение волхвов. Образы Сретения. Бегство в Египет. Проповедь
Иоанна Крестителя. «Камо грядеши?» Крещение. Творимые чудеса. Нагорная проповедь. Из священной истории: притчи Христа. Тайная
вечеря. Верность идеям Христа и причина отступничества. Моление о чаше. Новелла «Понтий Пилат». Что произошло во дворике римского
прокуратора? Что есть истина? Страсти Господни. Величие и трагедия земных страданий Христа. Распятие. Мгновение, длящееся вечность,
в изобразительном искусстве. Снятие с креста. Библейская основа сюжета. Пьета (Оплакивание Христа). Скорбь матери – непреходящая
тема в христианском искусстве. Воскрешение и вознесение Христа. Интерпретация библейского сюжета в христианской культуре.
Раздел 3. Ценности христианской культуры - 9 часов. О христианских праздниках. Архитектура Древней Руси.(Модуль – лекция).
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества. Культурное наследие
христианской Руси. Монастырь – центр христианской православной культуры. Христианские святыни. Для чего построен и как устроен
православный храм? О чём рассказывает икона?
Формы организации учебных занятий
уроки-практические работы;
уроки-«Погружения»;
уроки-деловые игры;
уроки-соревнования;
уроки-консультации;
компьютерные уроки
уроки с групповыми формами
работы;
уроки
взаимообучения
учащихся;
уроки- мастерские;
уроки, которые ведут
учащиеся;
уроки-зачеты;
уроки-конкурсы;
уроки-диспуты;
уроки-игры;
уроки-диалоги;
уроки-конференции;
уроки-семинары;
уроки-экскурсии;
уроки-путешествия.
Основные виды учебной деятельности:
Пересказ эпизодов текста, мини-проекты, сообщения, презентации, составление вопросов, блиц-опросы, иллюстрации отдельных тем,
ответы на вопросы, комментарии, заочные экскурсии. Прослушивание музыкальных произведений.
4. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
У ученика будут сформированы:
• осознание своей идентичности как гражданина России, члена этнической и религиозной группы, семьи, гордость за своё Отечество,
свой народ, уважительное отношение к другим народам России, их культурным и религиозным традициям;
• понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого, внимательного отношения между её членами;
• знания основных нравственных норм, ориентация на их выполнение;
• способность эмоционально (неравнодушно) реагировать на негативные поступки одноклассников, других людей, соотносить
поступки с общероссийскими духовно-нравственными ценностями;
• стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах);
• готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их
реализации, искать средства для их осуществления;
• контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок;
• сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;
• оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
Учащийся получит возможность научиться:
• оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями, осознавать причины трудностей и преодолевать их;
• проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
• самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;
• осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный
материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми;
• понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму;
• применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления
аналогий, построения рассуждений и выводов;
Школьник получит возможность научиться:
• сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения
учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;
•осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;
• осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе,
выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);
• сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в
группах, отвечать за результаты своих действий,
осуществлять помощь одноклассникам;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к
одноклассникам.
Школьник получит возможность научиться:
• принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей
деятельности;
• правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические,
культурологические, обществоведческие и др.); вести
диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;
• проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы;
• участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения,
презентации).
Предметные результаты
В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» ученик научится:
• находить на карте национально-территориальные образования Российской Федерации;
• определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;
• описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника;
• рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях
народов России;
• готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России, защитниках Отечества,
национальных героях;
• характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других
источниках;
• различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;
• рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений;
• оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;
• использовать полученные в курсе «Окружающий мир» знания о правах и обязанностях граждан России, государственной символике,
государственных институтах и др. для формирования представлений о России, как общем доме для народов её населяющих;
• объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;
• приводить примеры беззаветного служения Родине – России.
Школьник получит возможность научиться:
• использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с
одноклассниками и другими людьми;
• сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;
• находить на карте столицы национально-территориальных образований России;
• соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать
старших;
• различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков;
• использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью
поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания
собственных устных и письменных сообщений, презентаций.
5. Календарно-тематическое планирование
1
Дата
6а, 6б
5.09
Дата
6в
3.09
2
12.09
10.09
3
19.09
17.09
Сюжеты и образы Ветхого Завета. Сотворение мира. Жизнь первых людей
на земле. Прекрасные творения человеческого духа.
4
26.09
24.09
Просмотр фильма «Библейские легенды»
5
3.10
1.10
Библейские легенды: Каин и Авель.Что подвигло Авеля на преступление?
№
Тема урока
Сюжеты и образы Ветхого завета. Нравственные ценности.
О чём рассказывает православная культура. Религиозная культура.
Библия- Книга книг. О чём повествует Библия?
ПК с.5-13,
сообщения
с.3-5,
вопросы и
задания ПК
с.32-36,
сообщения
с.7-15, с.15-25,
творческая
мастерская
пересказ
эпизодов
25-32, вопросы
и задания
6
10.10
8.10
Всемирный потоп. Вавилонская башня. Почему люди были наказаны
Господом?
7
17.10
15.10
Ветхозаветная Троица и призвание Авраама. Художественная глубина в
изображении Троицы Феофаном Греком. Жертвоприношение Авраама.
8
24.10
22.10
Чудесный сон Иакова. Иосиф и его братья. Что такое милосердие?
9
7.11
5.11
10
14.11
12.11
11
21.11
19.11
12
28.11
26.11
Мечты о Земле обетованной. Скрижали Моисея. Заповеди Господни: что
должен делать человек и чего избегать.
Самсон, раздирающий пасть льва. История создания скульптуры в
Петергофе.
Саул-царь Израиля. Псалмопевец Давид. Разрушительная зависть и
спасительная дружба.
Мудрость царя Соломона. Письменная работа №1.
13
5.12
3.12
14
12.12
10.12
15
19.12
17.12
Сюжеты и образы Нового Завета. Законы любви.
Чему Иисус Христос учил людей.
Библейские сюжеты в произведениях христианской православной
культуры.
Сюжеты и образы Нового Завета. Рождение и юность Марии. Благая весть.
32-36; 36-39,
творческая
мастерская
с.39-44, с.45-49
(А.Рублёв,
С.Ушаков),
сообщения
с. 49-55, с.5560 вопросы и
задания,
творческая
мастерская
с.-61-65, 66-71,
сообщения
с.71-76,
сообщения
с.77-90,
сообщения.
с.91-101,
презентации.
ПК с.36-47,
сообщение
ПК с.48-52
с.103-106, 107113, вопросы и
задания
16
26.12
24.12
Чудесное рождение Христа. Поклонение волхвов.
17
16.01
14.01
Образы Сретения. Предречение великой и трудной судьбы Сына.
18
23.01
21.01
Бегство в Египет. Трагедия «избиения младенцев» в изображении
художников Возрождения.
19
30.01
28.01
20
6.02
4.02
Проповедь Иоанна Крестителя. «Камо грядеши?» Иоанн Предтеча провозвестник Мессии – одна из тем в искусстве. А.А.Иванов «Явление
Христа народу».
Крещение. Праздничные песнопения.Творимые чудеса.
13.02
11.02
Нагорная проповедь. Поучительный смысл Нагорной проповеди.
20.02
18.02
Из священной истории: притчи Христа.
21
22
с.114-118,
с.118-124,
творческая
мастерская
с.125-130,
творческая
мастерская
131-135,
творческая
мастерская
с.136-142,
творческая
мастерская
с.143-148,
с.149-159,
творческая
мастерская
с.160-165,
творческая
мастерская
ПК с.53-54,
с.165-171,
творческая
мастерская
23
27.02
25.02
Тайная вечеря. Моление о чаше.
24
5.03
3.03
Новелла «Понтий Пилат». Что произошло во дворике римского
прокуратора? Что есть истина?
25
12.03
10.03
Страсти Господни. Величие и трагедия земных страданий Христа.
26
19.03
17.03
Распятие. Мгновение, длящееся вечность, в изобразительном искусстве.
27
2.04
31.03
Снятие с креста. Библейская основа сюжета.
28
9.04
7.04
Пьета (Оплакивание Христа). Скорбь матери – непреходящая тема в
христианском искусстве.
16.04
14.04
Воскрешение и вознесение Христа. Интерпретация библейского сюжета в
христианской культуре.
30
23.04
21.04
31
30.04
28.04
Ценности христианской культуры. О христианских праздниках.
Архитектура Древней Руси.(Модуль – лекция)
Монастырь – центр христианской православной культуры. Христианские
святыни.
29
с.172-181, 182186, творческая
мастерская
187-198, 187198,творческая
мастерская
с.199-208,
творческая
мастерская
с.208-216,
творческая
мастерская
217-223,
творческая
мастерская
с.224-229,
вопросы и
задания
с.229-236,
вопросы и
задания
ПК с.58-62,
задание с.62
ПК с.63-79,
вопросы и
задания
32
7.05
12.05
Для чего построен и как устроен православный храм?
33
14.05
19.05
О чём рассказывает икона?
34
21.05
Итоговый урок
ПК с.80-96,
сообщения
ПК с.97-106,
сообщения