ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа основного общего образования по изобразительному искусству
составлена на основе требований к результатам освоения программы основного общего
образования, представленных в ФГОС ООО, а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Основная цель изобразительного искусства – развитие визуально-пространственного
мышления обучающихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения
мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры.
Изобразительное искусство имеет интегративный характер и включает в себя
основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики,
скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства,
фотографии, функции художественного изображения в зрелищных и экранных
искусствах. Важнейшими задачами программы по изобразительному искусству являются
формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической
и личностно значимой ценности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения
и бережного отношения к истории культуры России, выраженной в её архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека.
Программа по изобразительному искусству направлена на развитие личности
обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого развития
и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Программа по изобразительному искусству ориентирована на психовозрастные
особенности развития обучающихся 15 лет.
Целью изучения изобразительного искусства является освоение разных видов
визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна,
архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных
и экранных искусствах (вариативно).
Задачами изобразительного искусства являются:
освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных
формах духовных ценностей, формирование представлений о месте и значении
художественной деятельности в жизни общества;
формирование у обучающихся представлений об отечественной и мировой
художественной культуре во всём многообразии её видов;
формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования
мира;
приобретение опыта создания творческой работы посредством различных
художественных материалов в разных видах визуально-пространственных искусств:
изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в
архитектуре и дизайне, опыта художественного творчества в компьютерной графике и
анимации, фотографии, работы в синтетических искусствах (театр и кино) (вариативно);
формирование пространственного мышления и аналитических визуальных
способностей;
овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного
искусства как способах воплощения в видимых пространственных формах переживаний,
чувств и мировоззренческих позиций человека;
развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения;
воспитание уважения и любви к культурному наследию России через освоение
отечественной художественной культуры;
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
формирование активного отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
Общее число часов, рекомендованных для изучения изобразительного искусства, –
105 часа: в 8 классе – 35 часа (1 час в неделю).
Рабочая программа по учебному предмету
«Изобразительное искусство» для 8 классов,
предметной области «Искусство» составлена в соответствии:
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования (приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897«Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»).
Примерной основной образовательной программойООО, одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протоколот 8 апреля 2015 г. № 1/15)
на основании учебно-методического комплекта«Изобразительное искусство. 5-8
классы» под редакцией Б.М. Неменского и др.(Б.М. Неменский, Л.А.Неменская,
Н.А. Горяева, А.С. Питерских), М.: Просвещение, 2016, рекомендован
Министерством образования и науки Российской Федерации, включен в
Федеральный перечень.
Программа курса рассчитана на 105 часов, по35 ч. (1 час в неделю) в каждом классе.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью
целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой
внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Программа является неотъемлемым звеном системы непрерывного образования,
служит логическому развитию идей художественно- эстетического формирования
личности, заложенных в начальной школе.
Рабочая программа включает три раздела:
планируемые результаты освоения учебного предмета.
содержание учебного курса.
календарно-тематическое планирование на каждый год обучения с указанием
количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Планируемые предметные результаты
Планируемые предметные результаты представлены в блоках «Выпускник научится» и
«Выпускник получит возможность научиться». Подобная структура представления
планируемых результатов подчеркивает тот факт, что при организации образовательного
процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов,
используются педагогические технологии, которые основаны на дифференциации
требований к подготовке обучающихся.
Курсивом в программе выделены элементы содержания, относящиеся к
результатам, которым учащиеся «получат возможность научиться».
8 класс
Выпускник научится:
осознавать роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах
творчества;
получать представления о деятельности художника в театре;
понимать основы проектирования сценографического образа;
понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
понимать изобразительную природу экранных искусств;
понимать основы телевизионного изображения, его особенности и возможности;
понимать и использовать основы создания художественного образа в
фотоискусстве;
использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять
выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных
средств фотографии;
различать особенности художественной фотографии;
различать выразительные средства художественной фотографии (композиция,
план, ракурс, свет, ритм и др.);
понимать изобразительную природу экранных искусств;
применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки
композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая
разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам
Выпускник получит возможность научиться:
активно использовать язык изобразительного искусства и различные
художественные материалы для освоения содержания различных учебных
предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою
точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
активно
воспринимать
произведения
искусства
и
аргументированно
анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные
метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям
искусства;
создавать разнообразные творческие работы в материале;
осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной
художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания
композиции на определенную тему;
характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших
музеев мира;
использовать навыки коллективной работы над объемно - пространственной
композицией;
понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
называть имена великих актеров российского театра XX века (А.Я. Головин, А.Н.
Бенуа, М.В. Добужинский);
характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
различать понятия: игровой и документальный фильм;
называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А.
Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
понимать основы искусства телевидения;
понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного
спектакля;
применять в практике любительского спектакля художественно-творческие
умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных
материалов;
добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его
стилевого единства со сценографией спектакля;
пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных
недочетов и случайностей;
применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и
компьютерного монтажа;
применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и
изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной
анимации;
смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажнооператорского искусства фильмы мастеров кино;
использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для
формирования школьного телевидения;
реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике
создания видео-этюда.
Содержание учебного курса «Изобразительное искусство» 8 классы
Программа включает в себя основы разных видов визуально-пространственных
искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и
декоративно-прикладного искусства, театра, фото- и киноискусства. Содержание курса
учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и
профессиональной деятельности в условиях современности, происходит развитие общего
уровня культуры и социализации учащихся, формируемые через освоение национальных
и мировых художественных ценностей.
Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная
фотография
Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник.
Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска.
Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский).
Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в
искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные
средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в
фотографии и в живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика
киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной
выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и
анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер,
оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф.
Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его
особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественно-творческие
проекты.
Тематический план на 2023-2024 учебный год
8 класс
№
1.
2.
3.
4.
Разделы программы
Роль изображения в синтетических
искусствах. Художник и искусство театра
Эстафета искусств: от рисунка к
фотографии. Эволюция изобразительных
искусств и технологий.
Изобразительная природа экранных
искусств
Художественно-творческие проекты
Всего
Виды и формы контроля
Кол-во
часов
Коллективный проект
8
8
Проект
10
Комплексная работа на
межпредметной основе
Итоговый проект или реферативная
работа; итоговая выставкатворческих
работ;
рефлексия.
9
35
Обеспечение учебного процесса
Учебно-методический комплект, для реализации рабочей программы. Данная программа
обеспечена
учебно-методическими
комплектами
для
каждого
класса
общеобразовательных организаций. В комплекты входят следующие издания под
редакцией Б. М. Неменского
Учебники
Автор
Название, класс
А.С. Питерских.;
под ред.
Б.М.Неменского.
Изобразительное
искусство
театре, кино, на телевидении:
8 класс
Издательство
Год
издатель
ства
М.: Просвещение
в 2016
Методические пособия для учителя
В.Б. Голицына,
А.С. Питерских
Уроки изобразительного искусства.
Изобразительное искусство в театре,
кино, на телевидении. Поурочные
разработки. 8 класс
2015
М.: Просвещение
Программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического
обеспечения учебного процесса - ПК, медиатеку и т. п. Для информационнокомпьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программнопедагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: фотоиллюстрации,
видеофрагменты,
мультимедиалекции,
электронные
презентации,
электронные
приложения комплектов уроков ИЗО, произведения русского и зарубежного искусства,
мастер-классы.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 классы
№
Тема
Форма занятия
Оборудование
Элементы содержания
урока
1
1.1
1.2
1.3
1.4
Кол-во
часов
Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах
Искусство зримых образов. Кроссворд
Простой карандаш, Образная сила искусства. Изображение в театре и
Изображение
ластик, акварельные
кино. Общность жизненных истоков,
в театре и кино.
краски, бумага для
художественных идей, образного строя
Коллективность творчества
рисования, кисти,
произведений различных видов искусств.
– основа синтетических
баночка с водой
искусств.
Театральное искусство и
ПроектноПростой карандаш, Правда и магия театра. Синтез искусств как фактор
художник. Актёр - основа
творческая работа
ластик, акварельные
усиления эмоционального воздействия. Роль и
театрального искусства и
краски, бумага для
значение изобразительного искусства в
носитель его специфики.
рисования, кисти,
синтетических видах творчества.
баночка с водой
Безграничное пространство ПроектноПростой карандаш,
Безграничное пространство сцены. Два
сцены.
творческая работа
ластик, акварельные
направления художественной деятельности
Сценография - особый вид
краски, бумага для
сценографа: создание образно-игровой среды
художественного
рисования, кисти,
(места действия спектакля), оформление
творчества. Различия в
баночка с водой
сценического пространства и создание внешнего
творчестве сценографа и
облика актёра.
художника-живописца.
Сценография - искусство и
ПроектноПростой карандаш,
Сценический мир как композиция из реальных
производство. Театральные творческая работа
ластик, палитра,
вещей и придуманных изображений, конструкций.
службы и цеха. Элементы
акварельные краски,
декорационного
бумага для
Сценография как искусство и производство.
1
1
1
1
оформления спектакля.
1.5
1.6
1.7
1.8
2
2.1
Тайны актёрского
перевоплощения.
Костюм, грим и маска.
Отличия бытового костюма,
грима и причёски от
сценических.
Художник в театре кукол.
Технологии создания
простейших кукол на уроке.
Проектнотворческая работа
Проектнотворческая работа
рисования, кисти,
баночка с водой
Простой карандаш,
ластик, акварельные
краски, бумага для
рисования, кисти,
баночка с водой
Простой карандаш,
ластик, акварельные
краски, бумага для
рисования, кисти,
баночка с водой
Простой карандаш,
ластик, акварельные
краски, бумага для
рисования, кисти,
баночка с водой
Простой карандаш,
ластик, акварельные
краски, бумага для
рисования, кисти,
баночка с водой
Спектакль: от замысла к
Проектновоплощению. Единство
творческая работа
творческой природы
театрального и школьного
спектаклей.
Спектакль: от замысла к
Проектновоплощению. Творческие
творческая работа
упражнения и этюды эффективная форма
развития театрального
сознания учащихся.
Эстафета искусств: от рисунка к фотографии
Эволюция изобразительных искусств и технологий
Фотография - взгляд,
Тест
Простой карандаш,
сохранённый навсегда.
ластик, бумага для
Фотография – новое
рисования,
изображение реальности.
фотоаппарат
Фотографическое
изображение - не
реальность, а новая
Костюм, грим и маска или магическое «если бы».
Тайны актерского перевоплощен Совместные
действия сценариста, режиссера, художника,
актеров в создании художественного образа
спектакля.
1
Художник в театре кукол. Привет от КарабасаБарабаса. Кукольный театр – единственный вид
сценического искусства с главенствующей ролью
художника.
1
Третий звонок. Игровое действо, построенное на
использовании одной из форм художественносценографической работы.
1
Игровое действо, построенное на использовании
одной из форм художественно-сценографической
работы.
1
Художник и художественные технологии.
Эстафета искусств. Художник и изобразительные
средства. Роль художественных инструментов в
творческом художественном процессе.
1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
художественная условность.
Грамота фотокомпозиции и
съёмки.
Основа операторского
мастерства: умение
видеть и выбирать. Дар
видения и отбора - основа
операторского мастерства.
Фотография - искусство
светописи.
Вещь: свет и фактура. Роль
света в выявлении формы и
фактуры вещи.
Искусство фотопейзажа и
фотоинтерьера. «От
фотозабавы к
фототворчеству»
Человек на фотографии.
Операторское
мастерство фотопортрета.
Постановочный и
репортажный
фотопортреты.
Событие в кадре.
Искусство фоторепортажа.
Фотоизображение как
документ времени, летопись
запечатлённых мгновений
истории общества и жизни
человека.
Фотография и компьютер.
Исследовательская
работа
Простой карандаш,
ластик, бумага для
рисования,
фотоаппарат.
Основа операторского фотомастерства: умение
видеть и выбирать. Художественнокомпозиционные момента в съёмке.
1
Самостоятельная
работа
Простой карандаш,
ластик, бумага для
рисования,
фотоаппарат.
Вещь: свет и фактура. Натюрморт и пейзаж –
жанровые темы фотографии. Свет –
изобразительный язык фотографии. Роль света в
выявлении формы и фактуры вещи.
1
Самостоятельная
работа
Простой карандаш,
Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.
ластик, акварельные
краски, бумага для
рисования, кисти,
баночка с водой,
фотоаппарат.
Простой карандаш,
Анализ своеобразия художественной образности
ластик, акварельные
фотопортрета. Фотоизображение – образное
краски, бумага для
обобщение или лицо конкретного человека в
рисования, кисти,
кадре? Грамота портретной съёмки: определение
баночка с водой,
точки и места съёмки.
фотоаппарат.
Простой карандаш, Понимать значение информационно-эстетической
ластик, акварельные и историко-документальной ценности фотографии;
краски, бумага для
рисования, кисти,
Осваивать навыки оперативной репортажной
баночка с водой,
съёмки события, овладевать основами
фотоаппарат.
операторской грамоты;
Самостоятельная
работа
Аналитическая и
практическая
работы
Самостоятельная
Простой карандаш,
Событие как объект репортажной съёмки,
1
1
1
1
2.8
3
3.1
3.2
3.3
Документ или
работа
фальсификация: факт и его
компьютерная
трактовка. Правда и ложь в
фотографии.
Фотография и компьютер.
Реферат или
Документ или
проект. Выставка
фальсификация: факт и его
компьютерная
трактовка. Возможности
компьютера в обработке
фотографического
материала.
Фильм - творец и зритель
Что мы знаем об искусстве кино?
Многоголосый язык экрана. Кроссворд
Синтетическая
природа фильма и монтаж.
Пространство
и время в кино.
Художник – режиссёр Кроссворд
оператор.
Художественное творчество
в игровом фильме.
Многообразие
возможностей творческого
выражения в кино
От большого экрана к
Самостоятельная
твоему видео.
работа
Азбука киноязыка Фильм «рассказ в картинках».
Значение сценария в
создании
ластик, акварельные
краски, бумага для
рисования, кисти,
баночка с водой
требующий подготовки, оперативности.
Мастерства.
Простой карандаш, Фотография – остановленное время, запечатлённое
ластик, акварельные
навсегда в лицах, пейзажах и событиях. «Мой
краски, бумага для
фотоальбом». Выставка работ учащихся.
рисования, кисти,
баночка с водой,
фотоаппарат,
компьютер.
1
Простой карандаш,
ластик, бумага для
рисования.
Кино – запечатлённое движение. Многоголосый
язык экрана. Новый вид изображения –
движущееся экранное изображение. Понятие кадра
и плана. Искусство кино и монтаж.
1
Простой карандаш,
Художник в игровом фильме. Игровой
ластик, бумага для (художественный) фильм. Драматургическая роль
рисования, телефон.
звука и музыки в фильме.
1
Простой карандаш,
ластик, бумага для
рисования.
1
От большого экрана к домашнему видео.
Главенство играемого актёрами сюжета в игровом
(художественном) фильме. Музыка и шумы в
фильме.
фильма.
Бесконечный мир кинематографа.
От большого экрана к
твоему видео.
Азбука киноязыка Фильм «рассказ в картинках».
Понятие кадра и плана.
Воплощение замысла.
Искусство видеть и
осознанно выражать свою
мысль на киноязыке.
Исследовательская
работа
3.6
Воплощение замысла.
Азбука композиции
кинослова и кинофразы.
Практическая
работа
3.7
Чудо движения: увидеть и
снять. Замысел и съёмка.
Творческая
практическая
работа
3.8
Чудо движения: увидеть
и снять. (точка съёмки,
ракурс, крупность плана,
свет).
Бесконечный мир
кинематографа
Искусство анимации, или
Творческая
практическая
работа
3.4
3.5
3.9
Комплексная
работа
на
межпредметной
основе
Самостоятельная
работа
Простой карандаш,
ластик, акварельные
краски, бумага для
рисования, кисти,
баночка с водой
Простой карандаш,
ластик, акварельные
краски, бумага для
рисования, кисти,
баночка с водой,
камера.
Простой карандаш,
ластик, акварельные
краски, бумага для
рисования, кисти,
баночка с водой
Простой карандаш,
ластик, акварельные
краски, бумага для
рисования, кисти,
баночка с водой,
камера.
Простой карандаш,
ластик, бумага для
рисования, камера.
Простой карандаш,
ластик, акварельные
краски, бумага для
Бесконечный мир кинематографа. Компьютер на
службе художника.
1
1
Создать условия для реализации своего замысла в
форме сценарной записи или раскадровки.
Создать условия для реализации своего замысла в
форме сценарной записи или раскадровки,
определяя в них монтажно-смысловое построение
«кинослова» и «кинофразы».
1
Раскрытие основ экранной культуры.
1
Подвести к пониманию значения
профессионализма оператора в создании фильма.
1
Анимационный (мультипликационный) фильм
Новые способы получения изображения.
Компьютерный анимационный фильм.
1
3.10
4
4.1
4.2
Когда художник
больше, чем художник.
Многообразие образного
языка кино. История и
специфика рисованного
фильма
Живые рисунки на твоём
компьютере. Разные типы
компьютерных
анимационных минифильмов, опыт их создания,
актуальный для школьной
практики («перекладки»,
«коллажи» и др.). Роль
звукового оформления и
типичные ошибки при
создании звукоряда в
любительской анимации
рисования, кисти,
баночка с водой
Творческая
практическая
работа
Телевидение — пространство культуры?
Экран — искусство — зритель
Мир на экране: здесь и
Практическая
сейчас.
работа
Информационная и
художественная природа
телевизионного
изображения. Телевидение мощнейший социальнополитический манипулятор.
Телевидение и
Самостоятельная
документальное кино.
работа
Телевизионная
документалистика: от
Простой карандаш,
ластик, акварельные
краски, бумага для
рисования, кисти,
баночка с водой
История и специфика рисовального фильма
1
Простой карандаш,
ластик, акварельные
краски, бумага для
рисования, кисти,
баночка с водой
Телевидение – новая визуальная технология.
Художественный вкус и культура. Интернет –
новейшее коммуникативное средство. Актуальность и
необходимость зрительской творческой телеграмоты.
1
Простой карандаш,
ластик, акварельные
краски, бумага для
рисования, кисти,
Специфика телевидения – это « сиюминутность»
происходящего на экране. Опыт документального
репортажа. Основы школьной тележурналистики.
1
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
видеосюжета до
телерепортажа и очерка.
Основы школьной
тележурналистики.
Правда жизни и
естественность поведения
человека в кадре - основная
задача авторовдокументалистов
Жизнь врасплох, или
Киноглаз.
Режиссёрско-операторская
грамота
рассматривается на примере
создания видеоэтюда и
видеосюжета.
Жизнь врасплох, или
Киноглаз.
Режиссёрско-операторская
грамота
рассматривается на примере
создания видеоэтюда и
видеосюжета.
Телевидение, видео,
Интернет…Что дальше?
Роль и возможности
экранных форм в
творческой
видеодеятельности
молодёжи в интернетпространстве.
Телевидение, видео,
Интернет…Что дальше?
баночка с водой
Самостоятельная
работа
Самостоятельная
работа
Дизайн-проект
Простой карандаш,
ластик, акварельные
краски, бумага для
рисования, кисти,
баночка с водой
Простой карандаш,
ластик, акварельные
краски, бумага для
рисования, кисти,
баночка с водой
Роль и возможности экранных форм в активизации
художественного сознания и творческой
видеодеятельности молодежи в интернет –
пространстве.
.
Кинонаблюдение – основа
документальноговидеотворчества. Метод
кинонаблюдения – основное средство изображения
события и человека в документальном фильме
телерепортаже.
1
1
Простой карандаш,
Кинонаблюдение – основа
ластик, акварельные
документальноговидеотворчества. Метод
краски, бумага для кинонаблюдения – основное средство изображения
рисования, кисти,
события и человека в документальном фильме
баночка с водой
телерепортаже.
1
Исследовательская
работа
Простой карандаш,
ластик, краски
гуашь, бумага для
рисования, кисти,
баночка с водой
Анализ эволюции выразительных средств и жанровых
форм современного телевидения.
1
Итоговый
индивидуальный
Простой карандаш,
ластик, акварельные
Анализ эволюции выразительных средств и жанровых
форм современного телевидения. Роль и возможности
1
4.8
4.9
Роль и возможности
экранных форм в
творческой
видеодеятельности
молодёжи в интернетпространстве.
В царстве кривых зеркал,
или Вечные
истины искусства. Развитие
художественного вкуса и
овладение богатствами
культуры - путь духовноэстетического становления
личности.
(обобщение темы)
В царстве кривых зеркал,
или Вечные
истины искусства. Развитие
художественного вкуса и
овладение богатствами
культуры - путь духовноэстетического становления
личности.
(обобщение темы)
проект (урок 1)
краски, бумага для
рисования, кисти,
баночка с водой
экранных форм в активизации художественного
сознания и творческой видеодеятельности молодежи в
интернет – пространстве.
.
Итоговый
индивидуальный
проект
Простой карандаш,
ластик, акварельные
краски, бумага для
рисования, кисти,
баночка с водой
Роль визуально –зрелищных искусств. В обществе и
жизни человека. Позитивная и негативная роль СМИ.
Телевидение – регулятор интересов и запросов
общества
1
Выставка работ
учащихся.
Рефлексия
Простой карандаш,
ластик, акварельные
краски, бумага для
рисования, кисти,
баночка с водой
Роль визуально –зрелищных искусств. В обществе и
жизни человека. Позитивная и негативная роль СМИ.
1
Дополнительная литература по изобразительному искусству:
1. Александров В.Н. История русского искусства. Краткий справочник школьника.Мн.: Харвест.2007.-736с.
2. Беда Георгий Основы изобразительной грамоты. Учебное пособие, М.: РИПхолдинг. 2016. 270 с.: ил.
3. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов: учеб. Пособие для студентов
вузов, обучающихся по направлению подгот. дипломир. специалистов «Худож.
Проектирование изделий текстил.изделий.»/Н.П. Бесчастнов.-М.:Гуманитар. Изд.
Центр ВЛАДОС.2008.-175с. 32с. Ил.- (Изобразительное искусство).
4. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика: учеб. Пособие для студентов вузов,
обучающихся по направлению подгот. дипломир. специалистов «Худож.
Проектирование изделий текстил.изделий.»/Н.П. Бесчастнов.-М.:Гуманитар. Изд.
Центр ВЛАДОС.2008.-271 с..- (Изобразительное искусство).
5. Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента : (учеб. Пособие) для студентов
вузов, обучающихся по специальности «Дизайн» /Н.П. Бесчастнов.-М.:Гуманитар.
Изд. Центр ВЛАДОС.2010.-335 с.32с. ил..- (Изобразительное искусство).
6. Бесчастнов Н.П. Живопись: учеб. Пособие для студент. Высш. Учеб. Заведений,
обучающихся по специальности «Художественное проектирование изделий
текстильной и легкой промышленности « / М.: Гуманитар. Изд. Центр
ВЛАДОС.2008.- 223с. (Изобразительное искусство)
7. Белов А.М., Вязовикина К. А., Данилова А.А. и др. Современная школьная
энциклопедия. Искусство. Вся школьная программа. Изд. М: РОСМЭН. 2008.416с.
научно-популярное издание для детей.Малявин В.В. Китайское искусство:
Принципы. Школы. Мастера./Сост., пер.с кит. И англ. Вступ.ст., очерки и комм.
В.В. Малявина.- М: «ОАО Люкс» Издат. «Астрель». «Издат. АСТ» 2004.-432с.: ил.
8. Буткевич Л.М. История орнаментов: учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб.
Заведений, обучающихся по спец. «Изобразительное искусство» /Л.М. Буткевич.М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС.2010.-267с., 8с. Ил.:-(изобразительное
искусство)
9. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты. Язык и смысл изобразительного
искусства. Учебное пособие.. РИП-холдинг. 2016. 190с. Ил.
10. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей: учеб. Пособие для студентов вузов,
обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные
промыслы» / М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС.2008.- 153с. (Изобразительное
искусство)
11. Губарева-Муха Л.С. Самоучитель академического рисунка. Ростов н/Д.: Феникс,
2013.-96 с.: ил.
12. Декоративные мотивы и орнаменты всех времен и стилей.-Д28 М.:АСТ:
Астрель.2008.-206.с.:ил.
13. Елисеев М.А. Материалы, оборудование. Техника живописи и графики /М.А.
Елисеев.-М. ООО «Издательство Астрель» 2004.-2004.-170с. Ил. –(Студия
художника)
14. Елисеев М.А. Материалы , оборудование, техника живописи и графики /М.А.
Елисеев.- М.ООО «Издательство АСТ» . ООО «Издательство Астрель». 2004.170.(6)с. Ил.- (Студия художника)
15. Ионина Н.А. 100 великих картин /Н.А. Ионина.-М.: Вече.2007.-512 с. (100
великих)
16. Кочергин Эдуард . Категории композиции. Категории цвета. Практические
исследования основных понятий. ООО «Вита Нова» Санкт-Петербург. 2016
17. Кулебакин Г. И. Рисунок и основы композиции: Учеб.под ред. Т.Л.Кильпе.-3-е
изд., перераб. Доп.- М,:Высш. Шк. 1988.-128 с.: ил.
18. Лауэр Дэвид. Пентак Стивен Учебное пособие. Основы дизайна.- СПб.: Питер,
2017.- 304 с.: ил.
19. Логвиненко Г.М.декоративная композиция: учеб. Пособие для студентов вузов,
обучающихся по специальности 030800 «Изобразительное искусство» /Г.М.
Логвиненко.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС.2005.-144с.: ил.(Изобразительное искусство)
20. Ломов С.П., Аманжолов С.А. Цветоведение. Учебное пособие для вузов.М.:
ВЛАДОС, 2015144с. Ил.
21. Макарова М.Н. Рисунок и перспектива. Теория и практика: Учебное пособие для
студентов художественных специальностей. -2-е изд., испр.-М.: Академический
Проект, 2014.-382 с.
22. ПанксеновГ.И.Живопись. Форма, цвет, изображение: учеб. Пособие для студ.
Высш. Худ. учебных заведений /Г, И. Пансенов.-М.:Издательский центр
«Академия».2007.-144с. (40)с. Цв.ил.:ил.
23. Самин Д.К. 100 великих художников /Д.К. самин.- М.: Вече.2007.-480с. (100
великих)
24. Скляренко В.М. Все величайшие отечественные художники/ авт.-сост. В.М.
скляренко.- М.:АСТ; харьков: Фолио.2008.-512с.: ил.
25. Шангина И. И. русские традиционные праздники.- СПб.: Азбука-классика. 2008.336с. Ил.
26. Шпикалова Т.Я. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское
творчество: Учеб.-метод. Пособие /Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской.М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС.2000.-272с.:ил.- (Воспитание и доп. образование )